Нет оснований включать в понятие оклада гарантированные выплаты медработникам

«Федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС, с 1 апреля 2024 года надлежит обеспечить долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников не ниже 50% без учета компенсационных выплат. Что подразумевается под окладом: оклад или оклад с гарантированными выплатами? Оклад врача составляет 8401 руб., но с гарантированными выплатами (за выслугу, за категорию, персональная надбавка; все выплаты указаны в трудовом договоре) достигает 52 926,30 руб.».Фото: 123rf.com

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Павел Сутулин:

– На наш взгляд, включать в понятие оклада перечисленные в вопросе гарантированные выплаты оснований нет.

Обоснование позиции

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ № 2353 от 28.12.2023 федеральным медицинским организациям, оказывающим медпомощь в рамках базовой программы ОМС, с 1 апреля 2024 года нужно обеспечить долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы не ниже 50% без учета компенсационных выплат, сохранив при этом уровень зарплаты медработников не ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством порядке. При оценке доли окладов в структуре зарплаты не учитываются выплаты, осуществляемые исходя из расчета среднего заработка.

Какого-либо специфического толкования термина «оклад» в постановлении не приводится. Значит, он будет определяться исходя из общих нормативных положений.

Так, согласно ч.4 ст.129 Трудового кодекса РФ под окладом понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Это одна из составных частей заработной платы, в которую включаются также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Читать статью  Нечеловеческие очереди: новые технологии оборачиваются переработками для врачей

Согласно ч.2 ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, которые включают в том числе и размеры окладов, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с ч.1 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений утверждено Постановлением Правительства РФ № 583 от 05.08.2008. Согласно п.2.1 данного нормативного акта системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных учреждений рекомендательный характер.

Приказом Фонда пенсионного и социального страхования РФ № 815 от 05.05.2023 утверждено Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений центров реабилитации. В нем приведены рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников (п.4 Приложения 1). Кроме того, положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление медработникам повышающих коэффициентов к окладам, в том числе за выслугу лет, за высокую квалификацию, персонального повышающего коэффициента. Решение о введении таких коэффициентов принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающим коэффициентам к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент (п.9 Примерного положения).

Читать статью  Лицензирование перекроет рынок ДПО для недобросовестных поставщиков и торговцев дипломами

При этом в Примерном положении отдельно оговаривается, что применение повышающего коэффициента к окладу и персонального повышающего коэффициента не образовывает нового оклада (см. пп.11.3, 12.2). Для повышающего коэффициента за высокую квалификацию такой оговорки не сделано, но, на наш взгляд, она предполагалась.

Таким образом, по нашему мнению, формулировки Примерного положения позволяют заключить, что оклад и выплаты по повышающим коэффициентам представляют собой различные виды выплат. Включение выплат по повышающим коэффициентам в состав оклада представляется неверным, а размер оклада должен определяться без учета таких выплат. Полагаем, что оснований каким-то иным образом определять размер оклада для целей применения Постановления № 2353 нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *